Международная Органная Ассамблея

Вот уже четвёртый год подряд в середине лета проводятся Международные Органные Ассамблеи для профессиональных органистов и для любителей. Во время работы «Летней академии» участники получают бесценные советы ведущих мировых органистов, присутствуют на их концертах в рамках Ассамблей и, если повезёт, выступают сами на отчётном концерте участников. Первые два года Ассамблеи принимала у себя Рига, но с 2017 года свои двери для органистов со всего мира приветливо распахнул Кафедральный собор Калининграда. В этом году Ассамблеи проводились с 9 по 14 июля.

8 июля 2018 года в Калининград отправились студенты Органного класса МГУ Марко Турцынский (мехмат), Екатерина Турищева (биофак) и Анетта Багаева (филфак). Чуть позже к ним присоединилась Елена Балдина (филфак). Марко в качестве активного участника привёз на Ассамблеи солидную программу: Прелюдию g-moll Д. Букстехуде, Хорал №2 h-moll С. Франка, и 1-ю часть Симфонии №5 Ш.-М. Видора. Остальные, в качестве слушателей, на протяжении всех Ассамблей вели конспекты, анализируя замечания органистов и мысленно соотнося их со своим репертуаром. Но без практики Елена, Екатерина и Анетта тоже не остались: один раз им удалось прикоснуться к большому органу Собора.

К сожалению, не смог приехать приглашённый на Ассамблеи французский органист Эрван Ле Прадо (преподаватель консерватории в г. Кан, штатный органист в аббатстве Сент-Этьен и Нотр-Дам-де Гибрэ, Нормандия). Его заменили на мастер-классах доцент Московской консерватории Алексей Шмитов и профессор Санкт-Петербургской консерватории Даниэль Зарецкий. Они по утрам консультировали участников Ассамблей по вопросам исполнения французской музыки XVIII-XIX вв. (Л. Н. Клерамбо, Л. Маршан, Ф. Куперен, С. Франк, Ш.-М. Видор, Л. Вьерн, Л. Лефебюр-Вели, Ж. А. Алэн). Вечерние же мастер-классы под руководством профессора Высшей школы музыки и театра в Лейпциге Мартина Шмединга были посвящены преимущественно немецким композиторам (И. Пахельбель, Н. Брунс, Г. Муффат, Д. Букстехуде, И. С. Бах, Ф. Мендельсон, И. Брамс). Среди участников Ассамблей были как студенты училищ и консерваторий Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, так и учащиеся музыкальных школ. Из Бельгии приехал органист-любитель Марк Дювилль, программист по специальности. Програмы участников позволили по-новому взглянуть на хорошо известные органные произведения и открыть для себя новые горизонты в исполнительском мастерстве. В качестве универсальных советов можно выделить два: с неослабевающим вниманием следить за интонациями в музыке и фразировкой, как в мелодии, так и в подголосках, а также слушать паузы. Советы же по штрихам и регистровке были сугубо индивидуальными, в зависимости от специфики произведения и эпохи его написания. Маэстро М. Шмединг подвёл своеобразный итог всем своим рекомендациям, продемонстрировав своё мастерство на концерте-закрытии Ассамблей.

Помимо мастер-классов за главным органом Кафедрального собора немецкой фирмы A. Schuke, участники Ассамблей имели возможность прикоснуться во время репетиций к органам в храме св. Адальберта, в местном музыкальном колледже и в Валленродской библиотеке в башенке Собора. Также для гостей города была организована интереснейшая экскурсионная программа, в ходе которой они многое узнали об истории органа в Калининградской области, о многострадальной судьбе самого Кафедрального собора, о нынешней Филармонии (бывшей Кирхе св. Семейства) и её норовистом органе чешской фирмы Rieger-Kloss.

Хотя график Ассамблей был довольно напряжённым, учащиеся Органного класса экскурсиями не ограничились и самостоятельно посетили Калининградскую художественную галерею, Музей Янтаря, Музей марципана, местный храм Христа Спасителя, Бранденбургские, Росгартенские и Королевские ворота Калининграда. Успели побывать и в двух городах-курортах на берегу Балтийского моря, Зеленоградске и Светлогорске. Но, несмотря на столь богатую палитру впечатлений, остров Канта резче всего запечатлелся в сердцах учеников Юлии Николаевны. Завороженные звуком органа, они уже лелеют надежду вновь вернуться в органную столицу России следующим летом с новой программой.

Анетта Багаева